Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Статья по теме "Кавказ и евреи"

Следует отметить, что отношения между ингушами и осетинами остаются напряжёнными, и продолжаются пикировки между историками и интеллектуалами двух этих народов. В качестве аргумента в спорах, некоторые не очень чистоплотные авторы из Назрани пытаются связать осетин с евреями, чтобы, во-первых, показать, что первые - пришельцы на Кавказе, и, во-вторых, направить русских антисемитов против осетинского народа.
Хочется отметить, что уважаемые мной (некоторых знаю лично)осетинские авторы ответили корректными статьями на эти инсинуации. Фрагмент одной из статей, где подчёркивается историческое общение между иудейской культурой и культурой ираноязычных братьев, алан-осетин, привожу ниже. Хочется отметить, что работы Гумилёва, о которых есть упоминания в статье, отличаются не только однобокостью и исторической недостоверностью. Сын Анны Андреевны, к сожалению, был параноидальным антисемитом и всячески подчёркивал, что семитские народы, создавшие мировую цивилизацию, как она есть, и народы междуреченского круга, как то евреи, армяне, кавказские горцы, хурриты и т. д. - якобы уступали кочевым варварам степей, и прочим диким жителям равнин, по своей способности создавать государства и направлять мировую историю.

А. Кокоев, профессор, Владикавказский университет, РСО-А.

Между тем, раз осетины - не аланы, так кто же они? Ингушские горе-ученые не заставляют ждать ответа, а уверенно отвечают - евреи. Справедливости ради, следует отметить, что в этом пальма первенства принадлежит не им, а доктору В.Б. Пфафу, который еще в 70-е гг. ХIХ в. впервые заговорил о еврейских корнях осетин.
По его догадкам, предки осетин - сарматы в свое время перемешались со многими другими племенами, в том числе с «семитическими» племенами джимер, которые якобы жили на Северном Кавказе до появления здесь скифов. По Пфафу, эти семитские племена смешались позже с пришедшими на Кавказ ираноязычными народами, что и положило начало формированию осетинского народа. В доказательство же своей версии этногенеза осетин немецкий ученый, еврей по национальности, привел сходство осетинских обычаев с некоторыми еврейскими (обряды погребения, жертвоприношений). Он находил сходство осетин и евреев (физиономия, жесты), тогда как доказано, что антропологически осетины ничем не разнятся от соседних кавказских народов. Иначе как фантазией не назовешь утверждение, будто национальный запах осетин не отличается от еврейского, и т.д. Он считал неслучайным совпадение названия семитского племени джимер и осетинского топонима (селение, гора) Джимара. В географических названиях Дзау и Закка он прочитал название семитских племен Если уж говорить об еврейском влиянии на осетинский язык, то оно сводится к наличию в осетинском двух древнееврейских слов: кадзос (дигорский диалект, чистый) и кусарт (заколотое для трапезы животное), вошедшие в осетинской в Аланскую эпоху: или от евреев, живущих в Боспорском царстве, или же от хазар официально исповедовавших иудаизм. И вот, спустя 130 лет после Пфафа появилась работа чеченского историка Дени Баксана, в которой говорится о семитском происхождении осетин. Через пять лет, в 2005 г., в газете «Ингушетия» была помещена объемная статья Ю. Тимерханова «К вопросу о происхождении осетин». Автор перечеркнул все достижения академической науки по этногенезу осетин и об их аланском происхождении, ссылаясь на малоизвестных в научных кругах вайнахских исследователей и опираясь на отвергнутые в науке теории и построения Л. Гумилева о пассионарности. Тимерханов доказывает, что потомков пассионарных алан следует искать в Испании (Кастилии), а не на Северном Кавказе. В таком случае, кто же такие осетины?
Оказывается, согласно идее Гумилева о «пассионарных толчках» и внутренних распрях, из Сасанидского Ирана бежали евреи-маздакиты, которые в VI в. «очутились на широкой равнине между Тереком и Сулаком». Проживая в одном государстве (Хазарском каганате) с аланскими племенами, евреи-маздакиты усвоили их язык, культуру и прочее. После татаро-монгольского погрома они подались в горы Центрального Кавказа, где ассимилировались с местными племенами - двалами и дигорцами; они-то и есть современные осетины.

Околонаучные фантазии Тимерханова об этнической основе осетин как еврейско-маздакитской подверг уничижительной критике признанный мировой наукой ученый-алановед, профессор. А. Кузнецов, назвав их анекдотичными. Тем не менее, в соседней Ингушетии эти «научные открытия» оказались бальзамом на души некоторых «друзей» Осетии, и потому тиражируются, о чем свидетельствуют и рассматриваемые ниже измышления А. Куштова под броским названием «Некоторые исторические и современные этнопсихологические и политические особенности, влияющие на взаимоотношения осетинского и ингушского народов», распространенные на сайте Ингушетия.ru. 15 ноября 2005 г. «Известно, что нынешняя осетинская нация, - пишет он, - это потомки палестинских евреев, проживавших определенное время в Иране, приняв их язык, религию (язычество) и самоназвание. Осетины себя называют «иронцами», а страну «Ирыстон». Есть село Иран в РСО-А. В 531 г. н.э. они вынужденно покинули Иран и поселились между реками Сулак и Терек. Эта территория нынешнего Дагестана, - как пишет Куштов, - входила в Хазарскйй каганат, а последний - в конфедерацию алан».
Во-первых, в истории действительно запечатлен факт переселения в Северный Дагестан изгнанников из Сасанидского Ирана - евреев. Однако переселение это состоялось в начале VIII b., а не в 531 г., как утверждает Куштов.
Во-вторых, в огромном Хазарском каганате евреи жили на северо- востоке страны (Северный Дагестан), а аланы - на его южных рубежах (северные границы Алании примыкали к Ставропольской равнине), т.е. на разных концах большого государства.
В-третьих, каганат не был централизованным государством и не все его части в одинаковой степени были зависимы от центральной власти. В частности, вхождение Алании в состав каганата носило формальный, номинальный характер. Один тот факт, что аланы в войнах каганата проходят как союзники хазар, исключает положение о зависимости, подчиненности алан хазарам. Подтверждает сказанное и то, что хазары выделяли алан среди других народов каганата, относились к ним почтительно. «И заключил царь (хазарский - Л.Ч.) союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан сильнее и крепче всех народов», - так писали о Хазарии хронисты. Более того, правящие элиты Хазарии и Алании были в родстве (каган был женат на аланской царевне). Между тем известно, что династические браки заключаются между равными.
Спрашивается, как в таком децентрализованном государстве народ, живший на северо-востоке страны - евреи-маздакиты - мог освоить чужой, неродственный их собственному иранский язык; что могло произойти такое особенное, чтобы евреи, народ-носитель действительно древней цивилизации, заговорили на иранском языке и, более того, сменили свою религию - иудаизм - на язычество? Если уж так обязательно было усвоение чужого языка, то, по логике вещей, евреи должны были усвоить в первую очередь язык титульного народа (хазар) или непосредственных соседей (дагестанцев), а не народа, с которым даже не проживали на смежных территориях. Ни логики, ни здравого смысла.
В-четвертых, не хазарский каганат входил в аланскую федерацию, а с VIII по Х вв., а средневековая Алания находилась, как нами выше было отмечено, в сфере политического влияния Хазарского каганата.И, наконец, в-пятых, применительно к средневековой Алании в литературе утвердилось название Аланское раннефеодальное государство (каким оно было в действительности), а не «Аланская федерация», каким его окрестил Куштов. Алания федерацией не была, да и понятие «федерация» относительно древнего мира и средневековья вообще неприменимо.
Одним словом, осетины должны выразить благодарность Куштову, его предшественнику Тимерханову, научными поисками которых, наконец, четко определен не только кавказский возраст осетин - 1464 года, но и наши «подлинные» предки - евреи. При этом Куштов ждет от нас, осетин, прославления и благодарности за то, что отыскал нам таких именитых предков. «Отнесение к еврейской нации - это почетно, так как она усовершенствовалась, пройдя трудный путь испытания на выживание». Разумеется, евреи - народ древней цивилизации, нация, которая заслуживает уважения и почета. А тем, кто интересуется жизнью и бытом евреев на Кавказе, советуем познакомиться со статьей И. Дзантиева «Еврейская община на Кавказе». Но куда денешься, когда академическая наука определила осетинам место рядом с коренными народами Кавказа (только с индо-европейской примесью) и причислила их к одним из древнейших сочленов - создателей кавказской цивилизации, нравится это или нет нашим ингушским недоброжелателям.
Любить свой народ, ценить его, гордиться его историей обязан каждый из нас. Но мы не должны фальсифицировать и искажать прошлое, не выходить за рамки исторической правды в поисках «великих предков».


Вестник научного общества учащихся школы-гимназии г.
Назрани. Вып. 4. Материалы ученической научной конференции
«Ингушетия на пороге III тысячелетия. Назрань, 2001.
Пфафф В.Б. Материалы по древней истории осетин// ССКГ.
1981. Т.1. С.5,6,23; его же. Народное право осетин// Там же.
С.192, 193.
В.И. Абаев. Осетинский язык и фольклор. М.-л., 1949, с. 331-
332.
Дени Баксан. Следы Сатаны на тайных тропах истории. 1999.
Тимерханов Ю. К вопросу о происхождении осетин//
«Ингушетия», 22-25 мая 2004 г., №№ 57-58.
Кузнецов В.А. К вопросу о теории происхождения осетин//
Северная Осетия, 2004, 15 июля, №109.
История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до
наших дней. В 2-х т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Орджоникидзе,
1987. Т.1. С.83-84.
Дзантиев И. Еврейская община на Кавказе// Независ. газ.,
2001, 12 янв.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments