Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Храмы восточного Кавказа

В настоящее время коренное население Закатальского Белоканского и Кахского районов современного Азербайджана исповедуют Ислам. В аварских и ингилойских сёлах стоят суннитские мечети, характерной для Северного Кавказа  архитектуры. (Следует отметить, что азербайджанцы - шииты). Но если побродить по окрестностям, то можно обнаружить остатки христианских построек, воздвигнутых в древности предками местных жителей, при этом можно встретить как элементы армянского стиля (чаще более ранние), так и грузинского.
Грузинские историки, в том числе такие видные академики как Георгий Меликишвили и Иван Джавахишвили, признают, что восточная часть современной Грузии с древнейших времён была населена народами нахско-дагестанской группы. Хотя в последнее время в своих трудах историки из числа закавказских аварцев, в том числе и работающие в Баку, вполне резонно настаивают на термине "мааруло-нахская группа", поскольку термин "Дагестан" является чуждым коренному населению Восточного Кавказа.
Данные грузинских академиков подтверждают древние грузинские и другие хроники. К примеру, в V веке там упоминаются цунтинцы (дидойцы) и другие "горские", т. е. аварские племена: "Дидойцы и другие горские народы Кавказа, живущие по ту сторону Алазани (т. е. на левом берегу), по Блаженного Авива проповедию и чудесам отстали от огнеслужения и вошли снова в недра церкви Христовой". (ЦГИА Грузинской ССР. Фонд Жордания, д. 16, с. 1-2) На рубеже I и II тысячелетий арабские историки со слов секретаря Тифлисского эмира пишут, что большая часть Аррана (арабское название Эрети) принадлежит царю Сарира, аварского государства с центром на хунзахском плато. Здесь было распространено христианство армянского направления, в связи с чем грузинские историки пишут, что в Эрети всё население до 952 года были еретиками. Тогда понятно, почему крест в аварском языке называется армянским термином "хъанч", а не грузинским "джвари". Построенные здесь церкви тоже армянского типа. Самый яркий пример - Лекитский храм в Закатальском районе. Его аналоги есть в Ереване (известная церковь "Звартноц"), в Таике и Ишхане, построенные католикосом Армении Нерсесом. Таким образом, после раскола церквей Грузии и Армении (607-609 гг.) и до 952 года закавказские аварцы-христиане придерживались армянского направления. Династия владетелей Эрети тоже армянская, из рода Багратуни. Один из лучших кавказоведов всех времён, академик Николай Яковлевич Марр писал: "В Эрети, в колонизации края грузинам предшествовали армяне, так что в грузин обращались собственно обармянившиеся албанцы". (Аркаун - монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. ВВ. Т. ХII. М., 1906 г., стр. 7.) А албанцами, ясное дело, - и таково мнение самого Марра, - в восточной Грузии могли быть только аварцы. Но процессы ассимиляции зашли так далеко только в Камбечани, которая находится по правую сторону от Алазани; на другую сторону эти процессы тогда ещё не перекинулись. В состав Грузии этот край вошёл на постоянной и исторически доказанной основе лишь во время пика её могущества и во время начала распада Сарира, в начале ХII века. Произошло это в 1104 году, после битвы в Эрцухи. В 1117 году владения царя Давида Строителя простёрлись уже до Шеки. Его успех в значительной степени объяснялся внутренними раздорами внутри Эрети. Ему помогли феодальные дома Эрети Арешидзе (Гьаршиязул) и Григолисдзе (Горгиязул). Средневековая грузинская хроника "Картлис Цховреба" указывает, что в борьбе за Ширван Давида поддерживало местное население Эрети - "леки". (КЦ, I, стр. 345) В том же ХII веке была учреждена Гишская епархия Грузинской церкви, и началась долгая грузинизация местного населения. 
Марко ШАХБАНОВ (отрывок из статьи)

Лекит - остатки церкви, возможно, построенной в 4 веке, как албанская, но потом переделанная под православную в эпоху картвелизации части населения Кавказской Албании. Кахский район. Не сохранилось практически никаких элементов декора, увы.

Одна из церквей в Леките

Алибего - грузинская православная действующая церковь (Кахский район)

Остатки базилики грузинского типа в Куми, подобной той, что в Алибего, 7-8 века (?)

Кумухи, отностельно поздняя постройка грузинского типа, имеющая ряд аналогий в Грузии

Кахи, базиликальная церковь грузинского типа

Лекит, руины церкви монастырского комплекса.

Лекит, одна из церквей монастыря, слева, справа Мамрух, Закатальский район, прежде часовня (?), потом, по непроверенным данным, теккие, в которой ныне устроена электроподстанция.

Мамрух. Остаток центрической церкви армянского типа, как и большой собор Лекита, имеющей аналоги в Звартноце (Армения, окрестности Еревана) и Охты дрни (Карабах, район Гадрут)

Мамрух, та же церковь с другого ракурса

Гис, Шекинский район. Эта церковь построена на месте той, которую воздвиг апостол Елисей (Егише).
Потом это был центр епископства Албанской церкви армянского толка, потом Гисское епископство отошло к Грузинской церкви православного толка, потом перешло обратно к Албанской церкви с центром в Карабахе. С 17 века заброшена. 

Окрестности Ниджа, Варташенский (теперь Огусский) район, Егиш Аракял, относительно поздний монастырь армянского типа

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments