Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Храм Баграта в Кутаиси

В древнем храме Баграта в грузинском городе Кутаиси обнаружена гробница со множеством драгоценностей: золотых серег, колец с рубинами, браслетами и другими украшениями. Как сообщает телеканал Rustavi 2, весь район храма был взят под охрану полицией, чтобы не допустить актов вандализма.
http://cursorinfo.co.il/news/culture/2009/08/05/kutaisi/#
В центре Кутаиси, на холме Укимериони, по левому берегу реки Риони, недалеко от кутаисского царского дворца, расположена одна и самых крупных и прекрасных построек средневекового Кавказа вернее, то, что от неё осталось - церковь Успения, ბაგრატის ტამარი, называемая также храмом Баграта. Во многом эта колоссальная постройка с тяжёлой судьбой предвосхищала европейскую готику, и, одновременно, эта церковь является лебединой песней византийской традиции. Названа она в честь основателя - первого царя объединенной Грузии Баграта III (978-1014). Отделка этой постройки, по всей вероятности, могла продолжаться до 1008 г.; в 30-х гг. XI в. с запада и юга к собору были пристроены богато орнаментированные портики.
Строитель церкви Баграт 3-й - племянник последнего, бездетного царя Абхазии Теодороса, сын рано умершего царя армяно - грузинского царства Тао-Кларджети Гургена и, при этом, приёмный сын знаменитого византийского вельможи и полководца грузинского происхождения Давида Куропалата, также бездетного. Кроме всего прочего, молодой принц был наследником одновременно армянских и грузинских Багратидов,поскольку был единственным уцелевшим потомком Ашота Великого, а через него цепочкой предков Баграт был связан с царскими домами Ассирии, Парфии и Израиля.
Принц, будучи ребёнком, вместе с матерью успел побывать в плену во время бесконечных распрей между царями и князьями грузинских государств. После смерти Теодороса Абхазского, в 978 году, Баграт перешел в западную Грузию, вступил в Кутаиси и короновался царем западной Грузии. Тогда же, видимо, он впервые увидел прекрасный  город на берегу Риони, и замыслил строительство храма, способного затмить все постройки прежнего времени. Потом были присоединены Кахети, Эрети, армянские области Лори и Кюрик, а также часть Дагестана и Осетии.
Волшебная церковь строилась долго - грузинские, абхазские, армянские и греческие архитектурные традиции сложились в тот замечательный причудливый стиль, называемый багратидским.
Поднее собор стал религиозным и культурным центром Западной Грузии, принадлежа к Кутаисской епархии в составе Абхазского, затем Мцхетского Католикосата грузинской православной церкви. В средневековой хронике Картлис Цховреба освящение собора отмечено как событие особой важности: Баграт III «благословил церковь в Кутаиси великим и беспримерным уложением, ибо собрал всех ближних царей и Католикосов, священноучителей и настоятелей всех монастырей и всех вельмож из Верхних и Нижних земель его вотчины и царства, а также находившихся во всех прочих государствах»
Кутаисский епископ совершал обряд помазания на царство грузинских  (позже, после распада страны, имеретинских) царей (ხელმწიფის კარის გარიგება). В соборе хранились чудотворные святыни Грузии, русские послы стольник Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев видели здесь в 1651 г. гвозди Спасителя, мощи апостола Фомы, которые не сохранились, и множество чудотворных икон. После падения Трапеунда в 1461 году на католикосов западной Грузии ( прежде Абхазии) перешёл титул Трапеунтских патриархов, а собор стал центром христиан всего Понта. В 1692 году турки добралисьи до Кутаиси, они ограбили и взорвали собор, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Чудом уцелели святыни - копия Бичвинтской и Палеостомская чудотворные иконы Богоматери. С 1740 г. в здании собора был размещен турецкий военный склад. 6 августа 1770 года русско-имеретинские войска под предводительством генерала Тотлебена штурмом взяли Кутаисскую крепость, но уберечь стены собора от артобстрела не удалось. В 1775 г. имеретинский царь Соломон I восстановил южный портал собора и построил рядом маленькую церковь, освященную также в честь Успения Богородицы, где в 1775-1871 гг. располагалась кафедра Кутаисского епископа (кутатели). В 30-х гг. ХХ в. эта церковь была разрушена.

 

Кликните для увеличения картинки
Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в.

Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в.
23 авг. 1872 г. Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей церкви, ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению, (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского епскопа Леонтия (Окропириде), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма.Дальнейшему помешла разразившаяся мировая война.

В 1930 г. Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 году, были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и собора. В 1952 году под руководством прфессора В. Цинцадзе начались консервация и реставрация собора.
На стенах, что интересно, сохранилось свыше 10 древнегрузинских надписей азбукой асомтаврули. Строительная надпись, вырезанная декоративными буквами (кидурцаисрули) на аркатуре поверх окон восточного фасада, упоминающая царя Баграта III и его мать, по содержанию и титулатуре царя датируется 1001-1003 годами. Камень, на котором были написаны имя зодчего и, возможно, дата построения храма, утерян. На подоконном камне восточной части северного фасада высечены 2 надписи: прославляющая царя Баграта III, по всей вероятности, выполненная в связи с получением им византийского титула куропалата Востока, что позволяет датировать ее 1001 годом; надпись, сообщающая о завершении укладки пола (одна из последних работ при строительстве храма) с указанием точной даты (1003), начертанной арабскими цифрами вместо древнегрузинских букв с числовыми значениями, является самым ранним примером такого написания в истории восточнохристианской эпиграфики. Впрочем, сами мозаики пола не сохранились.

К завершаюшему этапу строительства относятся керамические рельефные надписи на антефиксах черепичного перекрытия крыши храма и его порталов, обнаруженные в 1985-1987 гг. во время археологических раскопок. В первой, относящейся к рубежу X-XI вв., упоминается царь Георгий I (1014-1027), на другой, расположенной на покрытом темно-синей глазурью антефиксе с отбитой нижней половиной, присутствует имя епископа Кутаисского Антония (Сагирисдзе), принимавшего, видимо, активное участие в строительстве храма.

 

Кликните для увеличения картинки
Руины храма. Фотография. 30-е гг. XX в.

Руины храма. Фотография. 30-е гг. XX в.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments