Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Национальные анекдоты

Во время недавнего визита в США с этнографом из российской Республики Дагестан Магомедханом Магомедхановым приключилась забавная история. Оказавшись в кругу выдающихся коллег из Гарвардского университета и понимая, что растопить лед можно только одним способом, он рассказал свою любимую шутку о еврее в яме с дикими животными.
В окружившей его тишине явственно чувствовалась враждебность. Магомедханову вежливо напомнили, что он не в Дагестане. Магомедханов вырос среди арчинцев — этнической группы численностью в 1200 человек. Они говорят на языке неизвестного происхождения и по крайней мере семь веков были связаны с внешним миром только узкими горными тропами. Такая ситуация типична для Дагестана, в котором проживает 14 крупных и несколько десятков малых народностей.

 
Такая ситуация стала богатой почвой для появления анекдотов о национальностях. Дагестанцы могут часами рассказывать анекдоты, раз за разом возвращаясь к любимым темам: недогадливости мускулистых аварцев, неприкрытому меркантилизму даргинцев, малодушию начитанных лезгин, пронырливости лакцев и так далее.
Например: аварец выносит раненого даргинца с поля битвы. Даргинец умоляет друга оставить его, чтобы не погибли они оба, и просит только пристрелить его, чтобы избежать страданий. Наконец он уговаривает аварца, тот берет свой пистолет, но понимает, что у него кончились патроны. Даргинец роется в карманах, находит пулю и говорит: «Давай я тебе ее продам».
Некоторые считают, что традиция национальных анекдотов появилась за счет топографии региона. Прежде чем советская власть соединила мощеными дорогами сельские общины, или джамааты, певцы пешком ходили из одной общины в другую и пели о странных одеяниях или обычаях соседей, рассказывает Энвер Кисриев, социолог Российской академии наук и уроженец Дагестана. Джамааты так сильно отличались друг от друга (например, село Цовкра славилось акробатами, а Харбук — кинжалами), что многие века вынуждены были торговать с людьми других национальностей, говоривших на других языках. Это воспитало истинную толерантность, говорит Кисриев.
«В Дагестане все знают, что существуют люди, думающие и ведущие себя совсем иначе», — рассказывает он.
По словам Кисриева, национальные различия исторически не имели для дагестанцев большого значения, но в вакууме, оставшемся после развала Советского Союза, они вышли на поверхность. Кланы начали создавать политические движения на национальной основе. В такой атмосфере анекдоты помогают выпускать пар. Неумение смеяться над ними считается «изъяном в характере человека», говорит Магомедханов, одна из научных статей которого называется «Татуированные горские женщины и ларцы для ложек из Дагестана».
В одном из анекдотов мужик приходит к соседу-аварцу. Он говорит: «Гитя, я тут недавно слышал замечательный анекдот, но он про аварцев. Я тебя обижать не хочу, так что расскажу его же, но про азербайджанцев». Он рассказывает анекдот, Гитя смеется до слез и, с трудом переводя дыхание, говорит: «Ну и идиоты же эти азербайджанцы!».
Взято из Табасаран ру http://www.tabaristan.ru/?PHPSESSID=47bde525a5004b77c7987e01c70c11ea
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments