Часть армянских церквей в Тбилиси, как уже писалось ранее, была снесена большевиками, часть - огрузинена и превращена в православные (тут следует заметить, что данный процесс часто сопровождался уничтожением каменных украшений, рельефов, сеней, наличников, аркатурных поясов и т.д. - грузинские церкви, по традиции, украшены скромнее).
Но это ещё не всё. Часть армянских церквей города вообще разрушается на глазах, причём армянам их не передают. Почему? Тут всё просто - это наиболее крупные и старинные церкви в центре города, и грузин просто жаба душит. Что, в общем, неудивительно - слишком часто та самая пресловутая жаба посещала сей благодатный край с момента распада СССР, да так, что Абхазия с Осетией в результате взяли и отпали.
Церковь Ереванцоц Сурб Минас (Св. Мины Ереванцев)
Вид этой небольшой базилики в конце советского периода, когда она уже была лишена всех фасадных украшений и купола с крестом, но, в принципе, была довольно-таки сохранна:

Современный вид
Вид внутри: по сути, превращена в отхожее место:
Кармир Аветаран Шамхорецоц - "Красное евангелие Шамхорцев" - самая большая и высокая церковь Тбилиси, вплоть до построения современной православной церкви Самеба (Св. Троицы) из армированного железобетона. Более того, она была выше на 2 метра, чем знаменитый монастырский собор в Алаверди - т.е. это самая высокая постройка в Грузии. Представляете, с какой яростью глядели на неё грузины, которые все, повально, князья, и любители всего большого и роскошного, думая, как мещане и купцы, тбилисские армяне, за счёт денег и большего строительного умения, обошли все грузинские постройки (в Тбилиси и впрямь - довольно приземистые)
В 1989 году купол собора обрушился - не без помощи тех, кто должен был следить за его состоянием. Затем была заминирована и подорвана часть фасада. Я бы связал эти события исключительно с нежеланием духовных детей св. Нино передавать эту постройку армянам, а более - ни с чем. Армяне неоднократно просили вернуть эти руины им, но встречали отказ за отказом. Потому, что в отличие от царёвопапистски устроенных грузин, уповающих на власти, армяне организованы почти по-иудейски, их общины в чужеродном окружении аккумулируют значительные капиталы,, возглавляются старостами, и в каком бы состоянии церковное здание ни было, грузины точно знают - армяне найдут средства, и безо всякой государственной поддержки отстроят церковь заново.
Последствия обрушения и взрыва
Белокаменные фрагменты
Современный вид
Церковь Сурб Геворк Мугни - Св. Георгия Мугнийцев - вид до революции
Вид при советской власти - 80-е года, из 4 колоколенок три снесены:
Вид теперь - всё обрушилось, уцелели две стены:
Хитрые грузины, изображая христианское рвение, и на словах обличая схизматиков-армян, якобы за неверное христианство, на самом деле, мучимые расизмом, аккуратно пытаются подчистить архитектурный облик и историю своей столицы. В общем, вещь понятная. Только с демагогией о светоче демократии на Кавказе, плюс ещё в христианско-мученической форме, да ещё и пострадавшем от агрессии тоталитарной империи зла, нужно, наверное быть поосторожнее.
Взято из Оупенармения, Вардананк, Восканапат, Лрагиг, Тифлис ком, и жж френдов - армян