Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Павел Шехтман о бакинском погроме 1905 года.

В начале нашего века Баку жил бурной жизнью большого, быстро растущего, космополитического промышленного центра. На нефтепромыслах в Биби-Эйбате, Балаханах, Раманах работало более 50 тысяч человек. Это был своего рода нефтяной Клондайк. Как на дрожжах возникали грандиозные состояния. Из иностранных нефтяных магнатов, действовавших в Баку, особенно знаменито было имя Нобеля, из армянских - Манташева и Лианозова, из татарских - Тагиева. Этот последний, кроме промыслов, доходных домов и пароходов, владел также газетой «Каспий».
(Редактором же «Каспия» был А. М-б Топчибашев, духовный отец татарских националистов, впоследствии - идеолог «Мусавата».)
(Всюду, где упоминаются татары, на самом деле имеются в виду современные азербайджанцы)

Армяне, по утверждению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, держали в своих руках “большую часть торговли и многие нефтяные промыслы”. Татары же составляли “основную массу чернорабочих, ...но между ними немало также купцов и владельцев нефтяных промыслов” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1891, т. На, стр.771). Рабочие на промыслах и заводах* были всех национальностей. Однако места квалифицированных рабочих и служащих занимали армяне и русские, как более образованные и развитые.

Околоточный Шахтахтинский раздавал татарам “листки, в которых... указывалось, что армяне на Кавказе издавна являлись нацией, подавляющей и угнетающей другие национальности, в том числе и татар, что они деятельно агитируют в пользу уничтожения царской власти и что их поэтому следует бить” (Старцев, гл. 3). Впрочем, раздавали не только листки, но и оружие (там же). И это при том, что в Баку с разрешениями на ношение оружия было строго...*. Особенно зорко следили, чтобы не оказалось недозволенного оружия у армян.

Затем на татарских домах появились надписи мелом и углем: “Я Алла”! (С Богом!). Русские дома отметили надписями: «урус». (См. Старцев, гл. 3).

Сам губернатор князь Накашидзе, “спокойно куря сигару” (там же), разъезжал в фаэтоне по заваленному трупами городу, шутил с бандитами, хлопал их по плечу и явно наслаждался картиной погрома. Официально эти: господа заявляли, будто у них недостаточно войск, чтобы прекратить беспорядки. Из русских офицеров, кажется, только штабс-капитан Зуев осмелился по собственной инициативе дать приказ стрелять. При звуках залпа (в воздух) 25 солдат тысячная толпа татар немедленно разбежалась (см.: там же).

Армянские рабочие с Биби-Эйбатских промыслов двинулись в город на помощь соплеменникам. Город был оцеплен жандармами; рабочих остановили и разоружили. Тогда, на следующий день, собрался общий митинг всех биби-эйбатских рабочих (кроме татар, конечно) и постановил “идти в город и разносить полицейские и губернские учреждения, если полиция не примет мер к прекращению убийств”. Даже официальный «Кавказ» упомянул, что “русские рабочие, желая положить конец резне, 8-го февраля сообщили мусульманам, что если они не прекратят
беспорядков, то они вмешаются s это дело и положат им конец” («Кавказ», № 40)

Трехэтажный дом Бабаджанова... осажден был после полудня 8 февраля, и более часу происходила оживленная перестрелка между татарами и обитателями дома. Кто-то предложил, наконец, поджечь дом. Через полчаса откуда-то взялась бочка керосина. Облили им подъезд осажденного дома и подожгли. Не прошло и десяти минут, как выход из дому был охвачен пламенем, распространявшим удушливый дым. Осажденные поняли, что наступил их последний час, и в безумном ужасе заметались по дому. Порою чья-нибудь голова высовывалась из окна. Ее встречал град пуль, шлепавшихся вокруг по стенам. Выхода не было. Или ждать смерти в огне, или броситься из окон на кинжалы разъяренной толпы.
Большинство предпочло задохнуться в дыму, чем подвергнуться жестокостям и поруганию татар.

Синодик лиц, заживо сгоревших в этом обитаемом костре, насчитывает 19 имен. Среди них коммерсант Адамов с женой и сыном, присяжный поверенный Татосов, тоже с женой и двумя детьми.

Подобные же сцены происходили при разгроме дома Лазаревой... где погибло 12 человек, Агамова... где погибло 8 человек, и, наконец, бакинского богача, владельца пассажа Балабека Лалаева... где также погибло 20 человек.Самого Балабека Лалаева, трясущегося и посиневшего от ужаса, разъяренные татары нашли где-то спрятавшимся и долго глумились над ним. Жена Лалаева так же на коленях умоляла разбойников пощадить мужа. Она предлагала выкуп за его жизнь - несколько десятков тысяч и все драгоценности, которые были у них в доме.
— Драгоценности мы и так возьмем, - с наглым смехом отвечали они.
Убит был зверски сам Лалаев. Убита его жена, отчаянно, как тигрица, защищавшая мужа. Убит брат Лалаяна Григорий. Не щадили даже детей. В клозете, где-то, судорожно вцепившись в трубу, повис 11-летний мальчик-армянин. Его вытащили оттуда и зарезали, смешав кровь с детскими слезами.

Случалось многим армянам и откупаться от насилий. Спасали свою жизнь 50, 30, даже 20 рублями. Мне называли мелкого торговца-армянина, который умилостивил разбойников трешницей.

Но когда характер погромов вполне выяснился, а генерал-губернатор категорически отказался вооружить армян, с промыслов вызвали телеграммой знаменитого фидаина Никола Думана и поручили ему организацию самообороны. 7 февраля небольшой отряд Думана успешно действовал, разгоняя толпы погромщиков. Одновременно действовали
группы под командой Вардана Ханасори, Мурада Себастаци, Амазаспа и других фидаинов, получивших боевой опыт в Турецкой Армении.

Благодаря успехам самообороны число убитых татар, ничтожное до тех пор, с вечера 7 февраля начинает возрастать, армян - падать (см.: «СПб вед.». 25.5.1905).

По данным Бакинского статистического бюро и татарско-русско-армянского комитета по оказанию помощи пострадавшим, армян было убито 205, из них 7 женщин, 20 детей (до четырнадцатилетнего возраста) и 13 стариков (старше пятидесяти пяти лет); ранен 121 человек. Мусульман убито 111, ранено 128; среди убитых 2 женщины (одна - шальной солдатской пулей); детей и стариков не отмечено. Имущественно пострадавших армян — 451, мусульман — 62 («СПб вед.», 25.5.1905). Обращает на себя внимание небольшой процент раненых армян, сравнительно с татарами. “Почему так? А потому, что всякого раненого армянина, не успевшего скрыться, татары добивали без пощады, с ужасающей жестокостью — об этом свидетельствует состояние трупов — между тем как раненого и упавшего мусульманина армяне, вообще говоря, не трогали”.

Однако истинные виновники резни напрасно думали остаться безнаказанными. Бакинский губернатор Накашидзе был действительно осужден к смерти общественным мнением и официально приговорен партией Дашнакцутюн. Сразу же после резни бывший бакинский городской голова Новиков послал генерал-губернатору телеграмму: “Я знаю преступника и считаю своим священным долгом указать его имя - вы автор резни. Вы хуже Иуды, потому что Иуда удавился, а вы находите возможным жить... Пусть ваше имя будет проклято вовеки.”

11 мая 1905 года в Баку, на Великокняжеском проспекте, в генерал-губернаторский фаэтон была брошена бомба. Взрыв был настолько мощный, что убило, кроме губернатора, двух персов-разносчиков и смертельно ранило татарина-фаэтонщика. Террорист скрылся. Это был Дро Канаян, впоследствии ставший военным министром Республики Армения. За губернатором последовали его подчиненные: приставы Микеладзе и Шахтахтинский были убиты, Мамедбеков - ранен.
hthttp://www.modernlib.ru/books/shehtman_pavel/plamya_davnih_pozharov/read_1/

Subscribe

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…