Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Category:

Церковь 1-го века и другие азербайджанские чудеса

С VI по ХIIIв. центр Албанской Патриаршей Церкви находился в Барде (а до того - в Чоле, Кабале) бывшей столице Албанского государства. С ХIIIв. Центр перемешается в Карабах, где была построена патриаршая церковь – Гандзасар , которая обслуживала албан-удин до 1836г. После включения Северного Азербайджана в ХIХв. в состав Российской империи, в 1815г. сан албанского патриарха-каталикоса был упразднен царским указом (с этого времени предстоятель албанской церкви являлся митрополитом). В 1836 году был издан рескрипт императора Николая Второго, в котором говорилось, что Албанская апостольская автокефальная церковь упраздняется, и все ее имущество передается Эчмиадзинской (армянской) церкви, включая архивы и все документации.
http://bubakiri.narod2.ru/history/kavkazskaya_albaniya/albanskaya_tserkov/

Если попробовать перетолмачить этот фрагмент с помидорно-баклажанного языка на русский, то возникает несколько вопросов. 1) кто такие албанские "каталикосы"? 2) Как Николай 2-й исхитился издать рескрипт не только до своего воцарения, но и до своего рождения? 3) Что это были за "документации" такие?

В старейшей из деревень Азербайджана - Киш находится уникальный памятник старины – древний албанский храм. Он обладает особым статусом среди христианских албанских памятников. Он имеет ценность не только как архитектурный памятник, но и обладает выдающейся исторической ценностью. Официальная дата его закладки - I век нашей эры, время, когда территория Азербайджана входила в Кавказскую часть Албании.
http://www.advantour.com/rus/azerbaijan/sheki/albanian-temple.htm

Конечно, если мы уймём восторг, который должен охватить всех при виде церкви, которая старше первого собора св. Петра в Риме на 300 лет с гаком, то, наверное, призадумаемся, откуда нефтяные кочевники взяли эту дату. Итак, источник. Мовсез Каланкатуйаци, армянский средневековый автор, упоминает населённый пункт Гис, где один из раннехристианских авторитетов побывал и "построил" церковь. Азербайджанские "историки", во главе с мадам Мамедовой, решили, что Киш и Гис - это явно одно и то же. Интересно, что "киш" - это суббота по лезгински. Ладно, дальше. В этом самом селе Киш, населённом мусульманами, сохранилась полуразрушенная армянская церковь. Что неудивительно - эти церкви  и их руины разбросаны по всему северу Азербайджана, и принадлежали они предкам современных дагестанских народов, которые, перейдя в мусульманство, забросили эти постройки задолго до появления на Кавказе туркменских племён, предков современных азербайджанцев.
Дальше началась интересная история. Нет бы мадам Мамедовой сотоварищи пойти и самой раскопать эту постройку, с привлечением исключительно национальных кадров. Тогда можно было бы найти, то, что хочется. (Ох уж этот народ-дитя. Ладно бы только врали, так они же ещё верят в свою же собственную ложь). Итак, поверив в это созвучие гис-киш, и, будучи уверенными, что всё так и есть, азербайджанцы привлекли к раскопкам норвежцев. Перед этим прошла значительная кампания в местной прессе, поскольку единственная цель азербайджанской исторической науки - это война с армянами, за памятники архитектуры, главным образом, церкви и монастыри. (Смешно, конечно, что эту войну ведёт народ, принявший мусульманство ещё в степях Центральной Азии).
Короче говоря, норвежцы раскопали. Выяснилось, что церковь эта 11-12 века. Это ещё не всё. В церковь "армянского типа" она была перестроена. А изначально эта постройка была возведена, как православная церковь, то есть, как грузинская. В 11 веке, как известно, Грузия присоединила к себе эти территории, известные, как Эрети. И кроме грузин, на Восточном Кавказе в те времена не было никаких других православных.
Норвежец возьми это всё, и ляпни. Какой кошмар! Пилюнул пряма в душу. Гастипиримства не аценил, даа. В следующий раз надо самим копать. Желательно найти мечеть римской эпохи, или античный тюркский минарет.
Файл:Kishchurchrearview.jpg
Что ж, результатом всего этого стало восстановление этой маленькой грузинской сельской церкви. Неплохо для страны, где чужие постройки всегда только сносили.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal