Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Category:

Участь последней

Я как-то писал о людях, последних, владевших национальным языком своих предков.
http://amiram-g.livejournal.com/223816.html

Список дополняется.
У северных отрогом Саян, в долине р. Ильбин, приютилась небольшая деревня Абалаково. По современному административному делению она находится на территории Рыбинского района Красноярского края. Деревня эта до революции именовалась Абалаковский улус, а её жителей местное русское население называло "татарами". Но ученые А. Л. Шлёцер и П. С. Паллас еще в XVIII веке установили, что язык абалаковских "татар" не имеет ничего общего с тюркскими языками, да и сами жители Абалаково называли себя - в отличие от "степных" татар, "таежными" татарами или камасинцами.
Небольшой народ камасинцев принадлежал к южной (саянской) группе самодийских народов, родственной современным северным самодийцам (ненцам, энцам, нганасанам, селькупам), и входящей в большую угро-финнскую семью - где собственно финны, эстонцы, саамы, венгры, эрьзя-мордвины, мокша-мордвины и т.д.

В 1914 году финский ученый Кай Доннер решил посетить последних южносамодийцев и изучить вымирающий камасинский язык. Около двух месяцев провел он в Абалаково, сделав много уникальных записей и составив словарь камасинского языка (около 1550 корневых слов). Но данным Доннера, в это время уже только камасинцы 45-50 лет хорошо знали родной язык. Среди тех, с кем общался Кай, была девочка, по имени Клавдия.
Посетивший Абалаково в 1925 г. известный красноярский краевед А. Я. Тугаринов еще застал несколько стариков, помнивших камасинский язык, и записал отдельные слова. С тех пор у камасинцев никто не был. В 1963 году только туда добралась экспедиция Матвеева, и ей удалось установить, что одна из жительниц Абалаково - Клавдия Захаровна Плотникова, урожденная Анджигатова, которую видел Доннер, ещё девочкой,  помнит кое-что по-камасински.
Клавдии Захаровне Плотниковой-Анджигатовой было тогда от 70 до 80-ти лет, отец её - русский Захар Перов, мать - камасинка Афанасия Анджигатова. Одни из младших братьев Клавдии Анджигатовой - Василий - был еще жив, но он, по её словам, не помнил родного языка.

Последняя камасинка была еще очень бодра, она делала всю работу по дому и даже сама косила. В соседнее село Агинское, находящееся в 25 километрах от Абалаково, предпочитала ходить пешком. Жила Клавдия Анджигатова в небольшой комнатке, расположенной в одной половине дома. Вторую половину занимала её родня (семья племянницы), которая уже совсем не знала языка. В 1965 эстонский учёный Аго Кюннап приехал в Абалаково и записал на плёнку последние тексты на языке исчезающей дальней родни.

Клавдия Захаровна Плотникова умерла в возрасте около 100 лет в 1989 году. Вместе с нею умер и её язык.

Амна', ама' уйа, мый, сыги бу быдэ' сырыпнэзи, иппэк ипполаппо, ама'!

Садись, ешь мясо, щи, чай пей с сахаром. хлеб лежит, ешь!

Subscribe

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…