Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Традиция, прерванная на взлёте

Незадолго до революции в России появился особенный архитектурный стиль, извод неовизантийского, по-настоящему имперский и роскошный. Соединение греческих, балканских, древнерусских традиций, помноженное на строительные достижения Нового времени, включение мозаик, витражей, полихромных изразцов, эмали, флорентийской мозаики и т.д., а также колоссальные размеры и золото, золото - всё это должно было подчёркивать величие царственной России, наследницы Восточного Рима. Церкви, построенные в этом стиле, были поистине впечатляющими по уровню отделки, и непревзойдёнными по финансовым и трудовым затратам. Ещё они были образцом высокого вкуса. По большей части, они строились на окраинах империи. Например, Александро-Невский собор в Баку.

В связи с тем, что эти постройки были особо не симпатичны большевикам, их практически не осталось. Кроме того, построенные на национальных окраинах, они зачастую становились жертвами национальных чувств местных народов после распада империи. Как тот самый собор в Баку, или, например, кафедральный собор Варшавы.



К чести китайцев следует отметить, что они сохранили и отреставрировали Софийский собор в Харбине, яркий пример того же стиля. И это ныне - крупнейшая доминанта этого города.


Но, безусловно, у этого стиля была вершина, Эверест, некая высшая точка. По мне, так это не Спас на Крови, и не утраченный Спас на Водах в Питере, нет. Это выдающийся собор в Борках, на Харьковщине, колоссальный, непередаваемо пышный и помпезный, причём, построенный вдали от всех городов, в степи, на месте крушения царского поезда. Этот собор, увы, не пережил войны.
21269473
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments