Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Решил памудраствоват.

Полагаю, что есть вещи, о которых мне, не придерживающемуся христианства, и, соответственно, православия, говорить гораздо легче, нежели тем, кто находится в рамках этой конфессии. И, наверное, мне следует сказать сразу – я принадлежу к другому вероисповеданию, но, при этом, не испытываю к православию ни ненависти, ни страха, ни отвращения. Это чужое, да, чужое, но и к чужому можно, по идее, питать уважение, хотя бы только потому, что симпатичные тебе люди, люди окружающие тебя, к этой религии принадлежат. А что было в прошлом - то было. Антисемитизм атеистов уже давно затмил антисемитизм христиан. И спорить с этим сложно.
Итак, начну с вопроса, ответ на который знают, пожалуй, все. Отчего распался Советской Союз? От того, что полки в магазинах опустели? Помнившие хрущёвские времена скажут – видывали мы пустых полок! А уж раньше! Оттого, что армия и флот ослабли? Все, кто помнит эти бескрайние солдатские шеренги, марширующие на парадах, эти цепочки кораблей во всём блеске орудийных стволов и ракет, самолёты, вертолёты, изощрённые бронемашины – скажут, ну вот этого-то точно не было. Огромная страна, выглядевшая монолитом, в одночасье растеклась патокой, потеряв форму, только оттого, что её центр, её Римский Капитолийский холм, её ментальная основа – марксизм-ленинизм был разрушен, и тут никакая армия, никакая тайная полиция, никакой флот не спасли бы. Это аксиома, в общем-то. На основе любой веры, на основе буддизма, католицизма, ислама, иудаизма, даже таких, ныне экзотических верований, как манихейство и зороастризм, на основе язычества, безусловно, и на вере в светлое будущее, в виде формально атеистического коммунизма - на всём этом можно построить страну. Нельзя построить страны лишь на отсутствии всяческой веры.

Враги России, которые, безусловно, есть и были, в годы СССР били по коммунизму, имея в формальных союзниках часть православного клира, объединённую в Зарубежную церковь, занимавшую антисоветские, как известно, позиции. Да и не только, находившиеся, в рамках советской системы, на периферии: ислам, католицизм, иудаизм, в той или иной мере были задействованы, как рычаги, для смещения того самого марксизма-ленинизма с позиций ментальной основы общества. Да что уж там говорить – все тенденции, подавляемые при той, прежней системе, были схвачены и задействованы.
Излюбленным примером для создания параллелей с нашей страной служит Византийская империя. И недаром. Россия после распада СССР немало напоминает Восточную Римскую империю после арабского нашествия. Как известно, империя, потеряв: Африку с Египтом, Сирию, Палестину, Армению и Западную Грузию, стала, по преимуществу, греческим государством. И, в основном, православным. Отпали все монофизитские, католические, несторианские области, населённые сирийцами, коптами, берберами, армянами, римлянами, готами, вандалами и т.д., говорившими на иных языках. Множество греков вернулись из своих давних колоний, ныне потерянных, на родину. Отсюда та Византия, говорившая по-гречески, нам знакомая, и началась – до того государственным языком была латынь. Это, в общем-то, в данном контексте и неважно. Важно другое. Став относительным монолитом, Империя позже пережила вторую молодость. Она отбилась от врагов, и смогла вернуть некоторые из потерянных прежде областей. Она породила выдающуюся культуру, передала множеству варварских тогда народов факел римской традиции, не позволив Европе, главным образом - славянам, захлебнуться в болоте варварства.
После распада СССР Россия стала по преимуществу русским государством. После годов конвульсий и судорожных поисков единства, наконец определился стержень, скрепляющий страну. Две церкви, Московская и Зарубежная, слились, и, многократно усилившись, РПЦ стало, в какой-то степени, тем самым государственным стержнем, в большей степени сакральным, чем представляющим реальную силу. Мученичество многих служителей в эпоху революции, память о колоссальных репрессиях, осуществлённых властями прежде, и то, что церковь является бассейном милосердия в эпоху доморощенного, вполне античеловеческого капитализма, - всё это, в идеале, придаёт ей недевальвируемый авторитет. Да, отчасти, этот стержень ныне призван заместить марксизм-ленинизм. Да, ныне имеются некоторые черты государственной религии, притом, что государство наше светское. Но, как мы видим, церковь не находится у государства, как за каменной стеной, наоборот, церковь, как может, поддерживает государство, оставаясь, по сути, беззащитной, вернее, не имея никаких методов защитить себя сама. Но именно православие, гласно ли, негласно, является тем щитом, что защищает нас всех, не только русских и православных, но и русских неверующих, нерусских, какой бы те не были веры, короче говоря, наш народ. Защищает от возможного превращения нашей державы в кисель, от уничтожения всего того, что нам всем, вне зависимости от конфессии, дорого, от колонизации нашего рассудка человеконенавистническими догмами, от всего того чёрного, что выплескивается из людей в смуту.
Но и силы той смуты, уж простите за невольное манихейство, не дремлют. Крушение коммунизма и СССР не стало концом России. И те, для кого само существование самой большой по территории страны мира, мирового энергетического лидера, государства, обладающего колоссальными ресурсами, - кость в горле, никак этим фактом не удовлетворены. Им бы хотелось иного, им, вкусившим в 90-е пьянящего напитка вседозволенности, им, ощутившим, как много можно выжать из России, потерявшей стержень, им – желанно видеть тут распад, разлад и неурядицы. Пожалуй, будь я врагом России, и я бы начал с атаки на православную церковь. Стоит только сокрушить её, осмеять, десакрализировать, и всё получится. Страна потеряет не то, что организующее начало, даже нет – она потеряет, на данном этапе, причину, по которой не рассыпается на полуфеодальные улусы, скреплённые общим хозяйством, и только.
И атака эта идёт вовсю. О панк так называемом молебне я уже писал, в том числе – и в этом журнале. Личности Патриарха, ряда наиболее заметных церковных деятелей, церковь, как институт, некоторые особенности отправления культа, ит.д. – стали объектами разнузданных, абсолютно хамских, и, как минимум, ничуть не уважительных сетевых дискуссий. Даже более того – ненависть хлещет, как вода из брандспойта. Заметный вклад тут вносят блоги некоторых наших бывших соотечественников, ныне – жителей заграницы, причём, фамилии которых позволяют предположить – православие не является религией, исповедуемой ими, или же какими-либо их предками. Интересно, как некоторые люди (жизнь которых всегда была бесконечно не близка церковной, да что там, христианской), внезапно преобразились в богословов, и уже вовсю судят о вещах, представлений о которых не имеют. Интересно, как подзабытый художник-мазила Шагин, ещё один, популярный в сети рисовальщик, известный, как Вася Ложкин, масса графоманов и производителей всяких «культурных объектов» – затарахтели, поминая Иисуса, апостолов, отцов церкви, и чуть ли не ангелов, что, мол, представление распутных, гадких девиц в церкви – вещь не только дозволенная и приличная, а вообще – чуть ли не разновидность служения. Я им не верю. Не потому, что у меня есть предположение, что так в церквях вести себя нельзя, (может быть, я ошибаюсь, и так - можно, но мне простительно не знать, и пусть кто-нибудь из русских священников меня поправит), верней, не только потому. Я вот думаю, что этим людям, возможно хорошо тогда, когда мне, и таким, как я – плохо. Их мазня и графомания максимально востребованы в те моменты, когда ценность биофизики, которой занимаюсь я, например, - минимальна. Когда ценность физика, инженера, химика, авиастроителя, лётчика, подводника – минимальна. В условиях грязи и развала этим творцам вторсырья и ар-брюта комфортно, как свинье в помоях. И 90-е были их звёздным временем. И они хотели бы того же снова. И, влекомые инстинктом, они сбиваются в косяки и без устали таранят то, что им ненавистно – стабильность. Вообще, как можно заметить, так называемая гуманитарная интеллигенция частью своей отчаянно ненавидит любые проявления оздоровления государства. И только это заставляет её, эту часть, оголтело кидаться на все традиционные основы, и православная церковь тут никакое не исключение. Конечно, положа руку на сердце, тотальная клерикализация общества не суть то, чего хотелось бы видеть. Но, в данный момент, заметно, что нападки на основную конфессию страны – всего лишь одна из точек приложения системной атаки на Россию. Той атаки, что ведётся не первый год. Да что там говорить, не первый век.
Как мне видятся оптимальные действия в данный момент времени, лично мне (тут следует понимать, что у меня нет надлежащих знаний о православии и о том, что принято вообще делать священникам, и оттого я заранее прошу прощения, если задел чьи-нибудь религиозные чувства, в данном случае - невольно)? Первое, что мне представляется важным – первоиерарх и крупные церковные чины ни в коем случае не должны никак реагировать на участившиеся нападки. Они, по идее, не должны замечать, не должны оправдываться за что-либо. Минимальная их публичность суть залог максимальной их силы.
По моим представлениям, (опять же, не исключено, что это следствие плохого знания материала), медийные церковные персоны, батюшки-блоггеры, своей досужей и абсолютно светской болтовнёй, (без разницы, какими целями последняя диктуется, возможно, и благими), самим фактом ввязывания в сетевые балаганы невольно низводят статус системы, к которой принадлежат, до уровня недопустимо низкого. Пожалуй, молчание в ответ на все эти нападки было бы лучшим ответом, никому ведь из людей, облаянных собакой из-за забора, не приходит в голову вставать на четвереньки и отвечать ей лаем?
Десакрализация - вещь, которая идёт по градиенту наименьшего сопротивления. И стократ легче тем, кто хотел бы облепить церковь наветами, когда некоторые церковные деятели исхитряются быть запечатленными на фотографиях с клоунами на мотоциклах, или с ряженными в папахах, выглядящими, как цирковые укротители, и даже с полуголыми девицами. Тут, простите, до панк-молебнов один шаг.
Разговор с хулиганами, которые всячески стараются церковь задеть, должен вестись языком закона, светского закона, карающего за хулиганство, и только так. Священники должны были бы, по моему мнению, торжественно, в присутствии прихожан, произвести освещение собора, подвергшегося скверне, но никак не прокомментировать случившееся, разве только очень скупо и устами какого-нибудь младшего церковного чина.
И уж не участвовать, подобно бабам с речевым недержанием, во множестве склок, имевших место быть. Не оставляло ощущение, что кое-какие интернет-служители Христовы использовали произошедшее, как повод плотно пообщаться и громко заявить о себе.
В наше время медийного всемогущества следует понимать, что любое слово можно извратить, любой жест представить комичным, истолковав его в том или ином оскорбительном смысле, и единственное, чего нельзя никак использовать – это молчание. Молчание, добрые дела, добрые дела и молчание.
Молчащая и творящая маленькие чудеса церковь сделает стократ больше, ведь она велика, как символ. И тогда все летящие в церковь камни, (пущенные как мы понимаем, в русскую душу, в русский народ и в русское государство), будут отскакивать, не причиняя вреда. Или, только тем причиняя вред, кто взялся эти камни метать.

Subscribe

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Письмо Амирамуса Киприану Карфагенскому

    Гундяев: "Несомненно, все то, что произошло потом, в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божьем. Патриарх Варфоломей…