Амирам Григоров (amiram_g) wrote,
Амирам Григоров
amiram_g

Categories:

Грузия как худший пример Византии

 Установление в Грузии правового режима и европейских ценностей вещь хорошая. По большому счёту, грузины хороший народ, артистичный, очень кавказский, и, в принципе, терпимый. Просто есть у них некая особенность, связанная с византийским вероисповедательным шаблоном - мини-имперскость, что ли. Можно ли это растолковать? 
Можно. Покойная греческая империя, которую сами греки называли римской империей, а историки - Византийской, болела почти всю свою историю. Болезнь эта называлась стремлением к унификации всех подданных по греческо-православному образцу. Ещё в эпоху Юстиниана эта хворь прорвалась в виде мятежей неправославных народов, в частности, католических в Северной Африке и монофизитских в Азии. Если речь о том, что всё это происходило до официальных схизм, то следует заметить, что эти схизмы были просто признаниями де-юре нецельности христианской церкви, каковая бросалась в глаза задолго до Толедского собора или анафематизмов Фотия, или Льва Охридского, Керуллария и Гилберта. По сути, церковь Империи вообще никогда не была едина, а только демонстрировала единство, причём без особой убедительности.
При Ираклии вовсю бунтовали копты, сирийцы и донатисты в Карфагене, бунтовали ассирийцы и армяне. Персы пользовались этими бунтами и вторгались в империю. Все успехи мусульман были связаны с тем, что негреческие группы активно сотрудничали с арабами, поскольку мусульмане в те годы были более терпимы к инакомыслящим христианам. Сирийский христианско-монофизитский Дамаск и монофизитско-еврейский Иерусалим  самы открыли арабам мусульманам ворота, и те  заняли города без боя. Перед знаменитой битвой на реке Ярмук, закончившейся ошеломляющей победой арабов, византийская армия, состоявшая, в основном, из восточных христиан, провозгласила императором армянина по имени Вардгес, Ираклий же бежал в Малую азию. Стабилизация Византии на некотором этапе была связана с тем, что её территории стали ограничиваться исключительно национальными землями греков, а живущие в ней восточные христиане перестали испытывать на себе гнёт православной верхушки империи, поскольку в раннем халифате эти самые копты, сирийцы и армяне, а также евреи не испытывали гонений, которые возникли позже, и угнетение восточных групп византийцами явно привело бы их к союзу с арабами против греков. Ещё момент - император Лев Исаврийский, бывший, очевидно, армяно-киликийского происхождения, вводит иконоотрицание, что примирило императора с восточными группами, поскольку это самое иконоотрицание есть характерная черта Ассирийской церкви Востока. 
Как только Византия усилилась до того, что смогла вернуть себе часть утерянных территорий, в ней снова начался цикл угнетений восточных христиан и антисемитизм. Такое ощущение, что эта страна страдала интермиттирующей лихорадкой, раз в 150 лет в её сверхпродолжительной истории обострялась ксенофобия, замешанная на традиционном имперском православии.
Смысла продолжать, конечно, нет. Империя рухнула под ударами с Востока и Запада, оказавшись между турецко-исламским молотом и романо-германской католической наковальней.
Грузия также, в силу византийской преемственности, устроена как некая маленькая Византия. И Католикос её носит титул "священнейшего и блаженнейшего" и вовсю вмешивается в политическую жизнь. В многонациональной стране глава одной из деноминаций выступает в роли инстанции ультимы. И в Грузии отрицается совершенно исторически доказанное древнее бытование алан и адыгских народов на её территории. Если бы при возникновении независимости Грузии её лидеры отдали дань тому факту, что страна эта многонациональная и многоконфессиональная, и устроили её по федеративному образцу, то не пролилось бы столько крови в недавнем прошлом и не было бы угрозы её пролития в будущем. Но сама византийская парадигма, сохранённая в умах в период нахождения в составе царской России и СССР, не даёт возможности выстроить более гибкий и жизнеспособный государственный проект.
"Унас нет молодёжи Грузии, у нас есть только грузинская молодёжь" - вот пример такой риторики, которую извергал интеллигент Звиади.
Что будет потом? Те силы, кторые сплющили империю ромеев, до сих пор борятся. Вместо папы Климента и дожа Дандоло - президенты Америки и лидеры Европы, вместо халифа - коллективный исламский мир. Если Америка будет дожимать растерявшуюся Россию, то, возможно, она пожертвует малыми народами Кавказа. Даст грузинам и азикам возможность утвердить свою власть на территории Абхазии, Южной Осетии и Карабаха, с тем, чтобы утвердиться на Кавказе и повести наступление на территорию России с этих рубежей. Для осетин это будет однозначно крупнейшей катастрофой, сравнимой с нашествием Ленгтеймура, поскольку тогда масса кударцев вынуждена будет бежать в Северную Осетию, где мало земли и где обострены противоречия между осетинами и ингушами, и где будет продолжаться война, ведомая против русских Западом, при этом в городах России будет рости традиционная ксенофобия русских, которая приобретёт черты геноцида. Из-за атомного оружия Америка вряд ли будет бомбить Москву, она введёт режим санкций и тут начнутся голодные бунты, погромы и беспорядки. Для абхазов это может закончить историю абхазского народа, поскольку народ этот небольшой и бежать ему некуда. Карабахские армяне не найдут места в перенаселённой Армении, где нет природных ресурсов, и разбегутся по свету. Есть один выбор, о котором ещё речь не шла. Эта массовая исламизация всех угнетённых народов Кавказа, переход к единоБ-жию в виде Ислама, как это случается, когда угнетённые или радикальные элементы становятся на позиции Халифата
Subscribe

  • Немного о русско-турецком

    Валерия Олюнина: "По линии Россия-Армения-Турция-Азербайджан сложилась парадоксальная ситуация, дисбаланс, своего рода «ножницы».…

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Немного о русско-турецком

    Валерия Олюнина: "По линии Россия-Армения-Турция-Азербайджан сложилась парадоксальная ситуация, дисбаланс, своего рода «ножницы».…

  • Ещё о провластной публицистике

    Кстати, "коммерсант" во время карабахской войны получил разнарядку, как и вся пропутинская пресса, "мочить" армян. И какая-то…

  • о провластной публицистике

    Итак, два направления отечественной провластной публицистики по вопросу союзничества России и Турции. Первое - шлюхачество и наташизм без…