При Ираклии вовсю бунтовали копты, сирийцы и донатисты в Карфагене, бунтовали ассирийцы и армяне. Персы пользовались этими бунтами и вторгались в империю. Все успехи мусульман были связаны с тем, что негреческие группы активно сотрудничали с арабами, поскольку мусульмане в те годы были более терпимы к инакомыслящим христианам. Сирийский христианско-монофизитский Дамаск и монофизитско-еврейский Иерусалим самы открыли арабам мусульманам ворота, и те заняли города без боя. Перед знаменитой битвой на реке Ярмук, закончившейся ошеломляющей победой арабов, византийская армия, состоявшая, в основном, из восточных христиан, провозгласила императором армянина по имени Вардгес, Ираклий же бежал в Малую азию. Стабилизация Византии на некотором этапе была связана с тем, что её территории стали ограничиваться исключительно национальными землями греков, а живущие в ней восточные христиане перестали испытывать на себе гнёт православной верхушки империи, поскольку в раннем халифате эти самые копты, сирийцы и армяне, а также евреи не испытывали гонений, которые возникли позже, и угнетение восточных групп византийцами явно привело бы их к союзу с арабами против греков. Ещё момент - император Лев Исаврийский, бывший, очевидно, армяно-киликийского происхождения, вводит иконоотрицание, что примирило императора с восточными группами, поскольку это самое иконоотрицание есть характерная черта Ассирийской церкви Востока.
Как только Византия усилилась до того, что смогла вернуть себе часть утерянных территорий, в ней снова начался цикл угнетений восточных христиан и антисемитизм. Такое ощущение, что эта страна страдала интермиттирующей лихорадкой, раз в 150 лет в её сверхпродолжительной истории обострялась ксенофобия, замешанная на традиционном имперском православии.
Смысла продолжать, конечно, нет. Империя рухнула под ударами с Востока и Запада, оказавшись между турецко-исламским молотом и романо-германской католической наковальней.
Грузия также, в силу византийской преемственности, устроена как некая маленькая Византия. И Католикос её носит титул "священнейшего и блаженнейшего" и вовсю вмешивается в политическую жизнь. В многонациональной стране глава одной из деноминаций выступает в роли инстанции ультимы. И в Грузии отрицается совершенно исторически доказанное древнее бытование алан и адыгских народов на её территории. Если бы при возникновении независимости Грузии её лидеры отдали дань тому факту, что страна эта многонациональная и многоконфессиональная, и устроили её по федеративному образцу, то не пролилось бы столько крови в недавнем прошлом и не было бы угрозы её пролития в будущем. Но сама византийская парадигма, сохранённая в умах в период нахождения в составе царской России и СССР, не даёт возможности выстроить более гибкий и жизнеспособный государственный проект.
"Унас нет молодёжи Грузии, у нас есть только грузинская молодёжь" - вот пример такой риторики, которую извергал интеллигент Звиади.
Что будет потом? Те силы, кторые сплющили империю ромеев, до сих пор борятся. Вместо папы Климента и дожа Дандоло - президенты Америки и лидеры Европы, вместо халифа - коллективный исламский мир. Если Америка будет дожимать растерявшуюся Россию, то, возможно, она пожертвует малыми народами Кавказа. Даст грузинам и азикам возможность утвердить свою власть на территории Абхазии, Южной Осетии и Карабаха, с тем, чтобы утвердиться на Кавказе и повести наступление на территорию России с этих рубежей. Для осетин это будет однозначно крупнейшей катастрофой, сравнимой с нашествием Ленгтеймура, поскольку тогда масса кударцев вынуждена будет бежать в Северную Осетию, где мало земли и где обострены противоречия между осетинами и ингушами, и где будет продолжаться война, ведомая против русских Западом, при этом в городах России будет рости традиционная ксенофобия русских, которая приобретёт черты геноцида. Из-за атомного оружия Америка вряд ли будет бомбить Москву, она введёт режим санкций и тут начнутся голодные бунты, погромы и беспорядки. Для абхазов это может закончить историю абхазского народа, поскольку народ этот небольшой и бежать ему некуда. Карабахские армяне не найдут места в перенаселённой Армении, где нет природных ресурсов, и разбегутся по свету. Есть один выбор, о котором ещё речь не шла. Эта массовая исламизация всех угнетённых народов Кавказа, переход к единоБ-жию в виде Ислама, как это случается, когда угнетённые или радикальные элементы становятся на позиции Халифата