Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Так-и-Бустан - доисламское величие Ирана


Гроты, высеченные в скале в эпоху Сасанидов шахом Хосровом Ануширваном и его потомком  Хосровом Парвизом, врагом Византии и мужем Блаженной Ширин. Крупный грот сделан при Хосрове Парвизе. Сам царь, взбаламошный вояка, ввергший страну в финансовый и политический хаос из-за стремления покорить Константинополь (но в один момент владевший всеми азиатскими областями Византии, Египтом, Арменией, Грузией и Аравией) изображён между Ахура-Маздой и Анахитой, Великой Матерью. Рельеф создан в самый цветущий момент царствования. Впрочем, потом греки с помощью хазар сумели разбить его.  Хаос последних лет правления Хосрова привёл к перевороту и убийству, и ещё к длительной нестабильности в Иране.
Греки от войн также обессилили.
Известно, что некий арабский вождь, по имени Мухаммед, отправил Хосрову письмо. Прочтя, персидский владыка пришёл в такой гнев, что швырнул письмо на землю и долго топтал своими красными царскими сапогами. А потом забыл о нём - были более важные, по его мнению, дела.
Через несколько десятилетий последователи того вождя покорили страну персов.
Остались только эти памятники (по счастью, персы относятся к своим доисламским памятникам бережно, это всё-таки не талибы)

Если приглядется, то видны крылатые гении с двух сторон портала, несущие венки (один сильно пострадал), характерные для античного искусства.
Иран это не только тётки в мешках, что-то, выпучив глаза и оскалив зубы, вопящие. Иран не только бородачи с намотанными на головы полотенцами, размахивающие автоматами и серпами.
Иран - это ещё и те осыпавшиеся ангелы.

Сиамский брат

Нейтроны наш быстры, мой близнец
Каким горящим вышел наш конец
Смотри, как я по небу полетел
Я говорю тебе прости прости
Что нет элементарнее частиц
чем части тел.

Мы вылились в урановый родник
И я к бескрайней родине приник
На языке таком, что горче нет
А знаешь, как мы умерли не зря
И стали как сверхновая звезда
среди планет
 
Сиамский брат, такой теперь расклад
Идут года и наш полураспад
По экспоненте вышел в никуда
Нас не разделят больше, мой родной
И плещется над нашей головой
тяжёлая вода

Кавказ: бесконечная война

Я помню про древние пещеры абреков прошлого, которые мы нашли на вершине Нух-корта возле Бамута. Меня поразило то, как они были выбиты в песчанике – там было свыше 40 небольших пещер, расположенных в несколько уровней полукругом. Они были связаны между собою тесными коридорами, по которым приходилось пробираться только ползком, в темноте. Снаружи эти пещеры закрыты от посторонних глаз густым кустарником, но из каждого выхода открывается вид вплоть до Алхан-Калы, пригорода Грозного.
Я видел и древние пещеры абреков на Фартанге, где в скалах были высечены пещеры с треугольным входом для коней; но сейчас уже не осталось никого, кто мог бы рассказать историю о том, кто высек эти пещеры и кто использовал их для джихада.
То здесь, то там наши братья находили старые винтовочные гильзы с неизвестными нам цифрами и обозначениями. Во многих пещерах еще можно найти артефакты, которые остались от муджахидов прошлого – гильзы, обрывки ткани и многое другое, но все эти предметы немы. Они никогда не расскажут о тех муджахидах, которые населяли этот район, про тех, кто стали шахидами в те нелегкие годы и многое другое.
Это если говорить только про наследие муджахидов прошлого – а те руины сел и древних поселений, которые остались в Мялхисте, Ялхор-мохке с его глубочайшими пещерами, и в высокогорье Урус-мартановского района….
И сейчас я продолжаю думать про то, что пройдет еще немало лет джихада на Кавказе, и поколения будут сменят друг друга; и каждый новый поток муджахидов, когда будут натыкаться на археологические памятники воинов прошлого, уже не смогут вспомнить, кому принадлежали эти блиндажи и летники.
http://guraba.wordpress.com/2009/12/05/%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%8f-%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%b8-%c2%ab%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%bc%d1%83%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d1%85%d0%b8%d0%b4%c2%bb-%d0%b2%d0%be/#more-3684

Александр Абрамович Ситницкий жжод глаголом

Марку Шехтману

У каждого свой стимул к творчеству.
Одних либидо жжет, как йод,
других толкает одиночество...
Вам желчь покоя не дает.

х х х

Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о талантливом поэте,
который опасается, как серна,
того, что скажет Марья Алексевна.

х х х

Волк грызет со скуки локоть,
скучно волку потому,
что не позволяют лопать
красных шапочек ему.

х х х

Юрию Арустамову

NN, Вы как трамвайный хам
или отвергнутый любовник
меня преследуете. Вам
хочу я вежливо напомнить,

что обоюдоострый нож
и двусторонняя печатка -
любое слово. Ваша ложь,
произнесенная украдкой,

так, чтобы не могла в лицо
я Вам ответить на обиду,
клеймит трусливым подлецом
Вас, благороднейшего с виду!

Никите Винокурову, еще одному праведнику Поэзии ру

От истока в мертвой глине,
От живой его струи
Разбежались по пустыне
Во все стороны ручьи.
(Буква "Ж". Конкурс "Азбука")

Житие Никиты же
Изучают в ЦПШ.
Желтая его струя
Добежит до буквы "Я".
Все проест - елико яд
Паче прочих букварят.
"Ж" - живаго и жуем.
На верблюд похож наш дом.
Не ходите в неглиже
жмурики по коже.
Будет вам ужо! Уже...
Помоги нам, Боже!

А.М.Сапир и С.Александровскому

На одной лесной полянке
сокрушались две поганки:
"Ах, как жаль, что нас вовек
не полюбит человек!"


В заключение осмелюсь присоветовать Вам отправиться в увлекательное путешествие:
на навершие нефритового столпа (можно - столБа), в иньскую полынью, в тыловую
яхонтовую пещеру.
(Василий Пригодич.Пост в рубрике "Литературный салон")

Он был проктолог и поэт
и посылал с присущим тактом
всех в заднюю пещеру, так как
другой не видел с юных лет.

Обезьянка маргошка

Обезьянка маргошка крива и паршива
И премного грязна и зловонна приматина наша
Всё по клеточке скачет и тощими лапами машет
Представляясь толпе многорукой как шива

Или скалясь потешно, вобравши в морщины
Кожу с рожицы злой, угрожает отломанной веткой
А в толпе балаганной до колик хохочут мужчины
И детишки довольные мечут цветные конфетки

И толпа руколещет в моменты. как задом
Повернётся маргошка, представив мозоли тугие
Только старый смотритель невесел, и шепчет "не надо 
Обижали и били её обезьяны другие.

Наша крошка маргошка обучена речи
И за это на родине, в джунглях, её отвергали
И она лишь кропает стишки языком человечьим
И среди гамадрилов строчит мадригалы

Правда скучно и просто, порой оглашенно
Разве видано где нибудь чтоб обезьянки мудрили?
К передаче эмоций и смыслов людских совершенно
Не способны от века мозги гамадрильи"

Грузинская история об осетинах.

Вожди осетинских племен, поддержанные ильханами, воспользовавшись ослаблением Картли, охваченной огнем восстаний, заняли ущелье Лиахвы и вторглись во Внутреннюю Картли. Разгорелась жестокая борьба. По свидетельству современника, осетинский мтавар «изгонял азнауров из их вотчин; жители Картли переживали великие потрясения». Всей системе феодального землевладения грозила окончательная гибель. Азнауры брались за оружие в защиту своих имений. Захватывая вотчины феодалов, примитивные хлебопашцы тем самым сулили районам с высокой земледельческой культурой падение последней до уровня примитивного хозяйства. В этих условиях уже простой хозяйственный расчет и, что главное, классовое чутье подсказывали крестьянам необходимость стать на защиту своих пудзе и полей. Феодалы, под руководством царя Георгия, сына Димитрия, изгнали северокавказских горцев из Картлийской долины, но горные ущелья осетины продолжали заселять еще долгое время.
Тома 1-3. Перевод с грузинского. Тбилиси, 1962 гг. Том 3, Тбилиси, 1968.
http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/ruz/ia_01.htm
Самое интересное, что исхитряются заселять и по сей день "северокавказские горцы" эти ущелья. Если убрать классовый подход и бред о примитивном и непримитивном земледелии, то смысл тут в том, что осетины, подняв восстание, свергли руководящую группу из числа грузин и стали владельцами своей земли, правда, ненадолго. До самой революции в России осетины оставались крестьянами, а грузины князьями и землевладельцами. Освобождение крестьян в России мало коснулась Грузии - личную свободу крестьяне ещё получили, а вот землю - нет. Причиной тому была высокая концентрация князей на квадратном метре и банальная нелюбовь  к осетинам, которая чувствуется и в этом марксистском опусе.

Дуб Устариц и платан Лео

У архаичных народов сохраняется культ деревьев. У басков, близких по менталитету и языковому строю к народам кавказской группы, был культ дуба. Герника по сути является сакральным местом для басков: из века в век под старым дубом собирался своеобразный совет старейшин, бывший фактически древнейшим парламентом басков. Под этим же дубом синьоры Бискайи вершили свой суд, руководствуясь баскскими законами и обычаями, близкими к адату. До сих пор на территории этого миниатюрного комплекса правительственных и административных зданий стоят два засохших священных дубовых ствола.  Франко велел разбомбить до основания Гернику именно потому, что это было сердце европейского Кавказа. Баски, как известно, почти поголовно поддерживали республиканцев, поскольку были сторонниками постепенного получения свободы от испанского государства. Великий дуб Устарриц засох. Но его потомки, проросшие из желудей, остались.
У армян же священным деревом является платан (чинара). Почитаемым является так называемый платан Лео - гигантское раздвоенное дерево в карабахском Гадруте. У корней этого платана бьёт родник. Это дерево считалось самым старым растением на территории бывшего СССР.

цветок без названия

Бегаю по турецким фотогалереям в поисках фотографий грузинского собора Хахули, развалины которого находятся на турецкой территории. 
Но вот что нашёл  - турок (или не турок) выложил фотографию цветка, которую назвал "цветок без названия".
http://foto.turkey-info.ru/nature/marmara_istanbul/69913.html
Дивное альпийское растение это называется muscari armeriacum мускари армянский. 
http://www.plantestedet.dk/nerbillder_2/PICT0018n.jpg
Может, автор не знает, как это растение называется и на самом деле, но, думаю, вряд ли кто сказал бы там, как это растение называется на самом деле. Известно, что турки не любят слово "армянский" и пользуются им крайне редко. Впрочем, как то раз турецкие биологи пытались продвинуть переименование некоторых животных, содержащих в своём названии слово "армянский". Арменийского муфлона, армянскую гадюку и т. д. По слухам, в турецкую гадюку муфлона и т. д.

Сады в персидском стиле

Персы - первый народ на Земле, который стал культивировать растения не с целью получения плодов, а для красоты, для души, так сказать. Это было задолго до японских и китайских парков и очень задолго до европейских. Впрочем, семитские цари Междуречья сажали садики, но, скорее всего, растения в этих садах были несистематизированы и теории садоводства, связывающей земное и небесное, душу человека и его предназначение, не существовало. 
Когда мы смотрим развалины Персеполиса, ахеменидского города-дворца, то совсем странными кажутся его колоссальные павильоны, разбросанные на значительной площади и не связанные друг с другом. В древности они были погружены в огромный сад, деревья которого гармонировали с колоннами дворца и объединяли все строения в одно целое. Персы одомашнили растения, пищевая ценность которых не имела места - сирень, розы, тюльпаны, гвоздики, лилии. Кроме того, в садах были обязательными финиковые пальмы, цитрусовые, хвойные (кипарисы), мирты, люпины, бассейны с лотосами и кувшинками. Персы первми стали подстригать кусты и деревья, придавая им форму, именно они (а греки позаимствовали) стали сажать лавровый лист. Сад отражал небесную иерархию зороастрийского мира. В исламское время традиция не прервалась, а только видоизменилась, персидские сады завели арабские халифы и вообще мусульманские правители во всём мире, такие сады есть и в Бахчисарае, и в Альгамбре, и в индийской Агре. 
Collapse )

Дар теплокровья

Дар теплокровья это не надолго,
Надолго хрип, надолго ночь везде,
И проросли саговники над волгой
Как синий свет в оранжевой воде

И от мокриц поверхности – мокры.
Меня своим сомненьем допеки но
Дождись в лесу, растущем до пекина
Под стук лишённых оперенья крыл.

И послежизнь затянется петлёй
Среди чешуй затейливых растений
Отбросив тень, останешься без тени,
Отбросив тленье, обратишься тлёй.

Тираннозавтра снега намело,
В конце юры или в преддверье мела.
Тогда скажи, что счастья не имелось,
Тогда скажи, что не было его.